15.12.2022
Доклад
«Актуальные вопросы организация работы по профилактике и
противодействию коррупции в образовательных организациях»
Согласно
ст. 1 ФЗ -273 «О
противодействии коррупции, коррупция – это
«злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки,
злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное
использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным
интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег,
ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных
имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление
такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;
б)
совершение деяний, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, от имени или в интересах юридического
лица» (ст.1).
Анализ
этого определения позволяет выделить следующие признаки:
· Использование физическим и
юридическим своего должностного положения вопреки законным интересам общества и
государства;
· Цель - получения выгоды
имущественного характера;
К этим признакам можно
отнести и содержательная сторона- злоупотребление
служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление
полномочиями, коммерческий подкуп. При этом следует отметить, что перечень
коррупционных деяний остается открытым. Текущее законодательство относит к
коррупции и другие деяния.
Сфера образования,
очевидно, подвержена коррупционным рискам. Об этом пишут эксперты; это
подтверждают и материалы судебно-следственной практики. Приведем некоторые
положения действующего законодательства, которые прямо и косвенно нарушаются
коррупционными деяниями.
Конституцией Российской
Федерации гарантировано право на бесплатное получение среднего образования по
государственным образовательным стандартам оказания общеобразовательных услуг
населению. Ч. 1 ст. 43: «Каждый имеет право на образование». Ч. 2 ст. 43:
«Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и
среднего профессионального образования в государственных или муниципальных
образовательных учреждениях и на предприятиях». Ст. 9 Федерального закона от
24.07.1998 г. № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской
Федерации» установлено, что «при осуществлении деятельности в области
образования и воспитания ребёнка в семье, образовательном учреждении,
специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем
соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребёнка». В п. 5
Правил оказания платных образовательных услуг, утверждённых Постановлением
Правительства РФ от 05.07.2001 № 505
подчёркивается, что «платные образовательные услуги не могут быть
оказаны государственными и муниципальными образовательными учреждениями взамен
или в рамках основной образовательной деятельности (в рамках основных
образовательных программ (учебных планов), федеральных государственных
образовательных стандартов и федеральных государственных требований, а также (в
случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации в области
образования) в рамках образовательных стандартов и требований)... Привлечение
на эти цели средств потребителей не допускается».
Коррупционные действия
совершаются при приеме в школу учащихся и переводах их в
следующие классы. Нарушаются требования п. 32 Типового положения о дошкольном
образовательном учреждении, утверждённого постановлением Правительства
Российской Федерации от 12.10.2008 № 666, и уставов наполняемость групп в
учреждениях превышает установленный норматив: встречаются факты приёма без
разрешения учредителя детей в 1-й класс до достижения ими возраста шести лет
шести месяцев (нарушение пункта 2 статьи 19 Закона РФ «Об образовании»).
Нередко в сфере
образования наблюдаются конфликты интересов. Применительно к работникам
образования конфликт интересов определяется в п.33 статьи 2 Закона РФ «Об
образовании»: «ситуация, при
которой у педагогического работника при осуществлении им профессиональной
деятельности возникает личная заинтересованность в получении материальной
выгоды или иного преимущества и которая влияет или может повлиять на надлежащее
исполнение педагогическим работником профессиональных обязанностей вследствие
противоречия между его личной заинтересованностью и интересами обучающегося,
родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся».
Безусловно, личная заинтересованность может быть при дополнительном обучении учащихся за плату, которые не
усваивают по различным причинам программу предмета.
Работники образования должны знать и о мерах
ответственности, которые могут быть применены при совершении коррупционных
деяний. При этом законодательство предусматривает различные виды юридической
ответственности, в числе которых, административно-правовые,
гражданско-правовые, дисциплинарные, уголовно-правовые и иные. Многие не имеют
представления об административной ответственности, которая наступает за
«безобидные» действия. Например, отказ о
предоставлении информации (ст.5.39 КоАП РФ).
Неоднозначными
и даже противоречивыми могут представляться отдельные положения действующего
законодательства. В частности, это ст.575 ГК РФ, которая содержит запрет на дарение подарков,
за исключением обычных, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей, работникам образовательных
организаций, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные
услуги, и аналогичных организаций, в том числе организаций для детей-сирот и
детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на
лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан.
Отдельные работники образования толкуют приведенную статью весьма своеобразно:
можно принимать подарки до трех тысяч рублей. Однако такое понимание не
соответствует действительности. При
совершении такого рода действий велика вероятность применения норм уголовного
права, в частности, ст. 290 УК РФ (получение взятки).
Хочется еще раз отметить: честное исполнение
своих обязанностей – залог успешности всей системы образования!
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 20.12.2022
Дата обновления: 20.12.2022
Дата публикации: 15.12.2022