13.09.2018
РЕСПУБЛИКА ДАГЕСТАН
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
«АКУШИНСКИЙ РАЙОН»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УЗНИМАХИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
С.Узнимахи
Проект
"Школа юного волонтера"
Проект "Школа юного волонтера"
Цель программы:
1. Создание условий для развития волонтерского движения в школе как одной из форм занятости, формирование позитивных установок обучающихся на добровольческую деятельность, а также для развития их самостоятельной познавательной деятельности, профилактики вредных привычек, воспитания здорового образа жизни.
Задачи:
1. Создать механизм работы школы с окружающим социумом, через деятельность социально-поддерживающих сетей сверстников и взрослых для детей и семей “группы риска”.
2. Пропагандировать здоровый образ жизни (при помощи акций, тренинговых занятий, тематических выступлений, конкурсов и др.)
3. Снизить количество обучающихся, состоящих на разных видах учёта.
Эмблема:
Пояснительная записка
Стремительные политические, социально-экономические изменения, происходящие сегодня в обществе, диктуют новые требования как к организации самого учебно-воспитательного процесса в школе, так и к содержанию образования. В период стремительной глобализации и информатизации жизненного пространства, засилия рекламы и подмены ценностей, подросток каждый день должен делать выбор, противостоять соблазнам жизни, сохранить здоровье и отстоять свою жизненную позицию, основанную на знании и собственном приобретённом опыте. В Общенационациональной программе развития воспитания детей в РФ важнейшими проблемами воспитания названы размытость нравственных представлений и гражданских принципов детей и молодежи и асоциальное поведение подростков.
Одной из задач гражданского и патриотического воспитания, согласно программе, является формирование у детей активной жизненной и гражданской позиции, основанной на готовности к участию в общественно-политической жизни страны и государственной деятельности. Целью развития системы профилактики асоциального поведения и детской безнадзорности является усиление сопротивляемости личности негативным влияниям среды. Важнейшей задачей названо формирование у подростков навыков социальной и личностной компетентности, позволяющих им противостоять приобщению к употреблению психоактивных веществ, алкоголизму, курению в условиях давления социального окружения: умения общаться, понимать других людей, а также собственного достоинства и уважения к другим, умения отстаивать свое мнение, считаться с мнением окружающих, противостоять внешнему давлению.
Ушедшие в прошлое старые формы организации досуга учащихся и изменившаяся социально-экономическая обстановка в стране, требовало появления новых подходов и методов активизации подростков. Именно поэтому появления новых форм вовлечения подростков в социальную активность, призвано способствовать формированию и совершенствованию политической и социальной компетентности подрастающего поколения. Волонтёрское движение, на наш взгляд, может стать одной из таких форм работы.
В процессе деятельности волонтеры будут взаимодействовать с внешним миром:
во-первых, получая воздействие извне, получая информацию, знания, обучаясь и развивая личностные качества (подготовка волонтеров, психологическое сопровождение;
во-вторых, взаимодействуя между собой в процессе деятельности, приобретают умения работать в команде, учатся разрешать конфликты, включаться в проект, несут ответственность (сама волонтерская деятельность (подготовка выступлений, проведение акций, игр, участие в конкурсах, проведение соц.опросов, анкетирования);
в-третьих, передавая информацию вовне, своим сверстникам, по принципу “равный - равному”, проводя Дни профилактики с тематическими информационными выходами, профилактические занятия, занятия с элементами тренинга, профилактические сказки для младших, театрализованные конкурсы, агитационные выступления, интерактивные игры, акции, оформление информационных листовок, тематического уголка, написание статей в газету. Все это будет способствовать формированию социальной компетентности. Наша школа решает проблему пропаганды ЗОЖ, профилактики возникновения вредных зависимостей всеми доступными способами:
Информационный модуль
- Беседы со специалистами.
- Групповые занятия волонтеров.
- Изготовление плакатов, видео.
- Выпуск газеты.
- Оформление информационного стенда.
- Акции волонтеров.
- Листовки.
- Игры.
- Викторины.
Тренинговый модуль
- Обучающие занятия с волонтерам.
- Мини-тренинги для учащихся.
- Интерактивные игры.
Альтернативный модуль
- КВНы.
- Игры, конкурсы.
- Неделя “Только здоровые привычки”.
- Спортивные мероприятия.
- Фотоконкурс.
Ожидаемые результаты:
Основной результат работы - формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Владеть знаниями о ЗОЖ и уметь аргументировано отстаивать свою позицию, формирование здоровых установок и навыков ответственного поведения, снижающих вероятность приобщения курению, алкоголизму:
- увеличение количества детей и подростков, вовлеченных в волонтерские отряды и проведение альтернативных мероприятий;
- привлечение детей и подростков к общественно значимой деятельности и уменьшение количества несовершеннолетних состоящих на разных видах учёта;
- создание модели детского волонтерского движения внутри школы и вне ее; уметь общаться с учащимися и взрослыми, владеть нормами и правилами уважительного отношения.
Участвовать в акциях по здоровому образу жизни организуемых школой, районом.
Волонтёр-это доброволец, разговаривающий на языке юной аудитории, вызывающий доверие и интерес к себе.
Волонтёрство (по пропаганде ЗОЖ) - это доступный, массовый способ профилактики вредных привычек и асоциального поведения в обществе.
Условия для организации волонтерского движения
- Взаимодействие специалистов различных областей при обучении волонтеров и подготовке мероприятий.
- Использование разнообразных форм организации профилактической деятельности (акции, классные часы, концертные программы, театрализованные представления).
- Информационное обеспечение опыта работы (школьная газета, фотоальбом, и т.п.). В дальнейшем находит место методическое обеспечение: организация выставок, выпуск методических пособий. И, конечно исходя из направлений деятельности, участие в диспутах, праздниках, встречах, соревнованиях.
Заповеди волонтеров школы
- Найди того, кто нуждается в твоей поддержке, помоги, защити его.
- Раскрой себя в любой полезной для окружающих и тебя самого деятельности.
- Помни, что твоя сила и твоя ценность - в твоем здоровье.
- Оценивай себя и своих товарищей не по словам, а по реальным отношениям и поступкам.
Правила деятельности волонтера:
- Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
- Будь генератором идей!
- Уважай мнение других!
- Критикуешь – предлагай, предлагаешь - выполняй!
- Обещаешь – сделай!
- Не умеешь – научись!
- Будь настойчив в достижении целей!
- Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров:
- Хотим, чтобы стало модным – Здоровым быть и свободным!
- Знаем сами и малышей научим, Как сделать свое здоровье лучше! (Дни профилактики в начальной школе)
- Акции – нужное дело и важное. Скажем вредным привычкам – НЕТ! Мы донести хотим до каждого: Глупо - самим причинять себе вред! (Акции против табакокурения алкоголизма, наркотиков )
- Кто тренируется и обучается, У того всегда и все получается. Тренинг лидерства, тренинг творчества. Приятно общаться, действовать хочется! (Два в одном – обучение и общение. Тренинги “Я - лидер”, “Уверенность в себе”, “Успешное общение”, “Твоя цель – твой успех”, “Ты и команда”, “Я – творческая личность”)
- Готовы доказать на деле: Здоровый дух – в здоровом теле! ( Участие в районных конкурсах по пропаганде ЗОЖ)
- Снова и снова скажем народу: “Зависимость может украсть свободу!” (Пропаганда ЗОЖ в школе и не только.)
- Проблема. Цели. Ресурсы и срок. В работе первое дело – планирование! Волонтеры освоили новый подход – Социальное проектирование! (Пишем социальный проект “Будущее - это мы! ”)
- День волонтера имел успех. Желающих много – берем не всех! Ждет новичков перевоплощение – Испытание, клятва и посвящение! (После творческих испытаний – посвящение в волонтеры.)
- Соблазнов опасных подальше держись. С нами веди интересную жизнь! Думай, когда отвечаешь “нет” и “да” И помни, что выбор есть всегда!
Календарный – тематический план
работы отряда «Волонтер»
игра для школьников младшего и среднего возраста
1 раз в четверть
5.
Проведение тематических часов «Влияние алкоголя на здоровье человека» для детей старшего возраста
1 раз в четверть
6.
Агитбригада «Если ты куришь…»
октябрь
7.
Проведение членами волонтерской команды тренингов, ролевых игр и других интерактивных мероприятий “Умей сказать – “Нет!”
ноябрь
8.
Выпустить и раздать буклеты о вреде пива “Мифы и реальность”
декабрь
9.
Конкурс плакатов “Мы и наше здоровье”
январь, март
10.
“Как сказать наркотикам: “Нет!”.
11.
Ведение летописи работы волонтерской команды
В течении года
12.
Участие в акциях ЗОЖ
Систематически
13.
Оказание моральной и материальной помощи детям из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации;
В течении года
14.
Участие в акциях «Береги природу!», «Живи лес!»
октябрь, апрель
15.
Наведение порядка и благоустройство города
Ежемесячно
16.
Оказание помощи одиноким пенсионерам, ветеранам ВОВ и труда.
Систематически
17.
Акция «Дед Мороз спешит на помощь»:
посещение Дома Малютки «Малыш» с целью выяснения социального поля для акции; сбор вещей и необходимых гигиенических принадлежностей для сирот; посещение Дома Малютки.
18.
Подведение итогов работы
Ежемесячно
Таким образом, опираясь на собственные традиции и используя инновационный подход, мы реализовываем данную программу в нашей школе.
8